ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

01.
Дворецв Жиличах

Начато строительство было в 1823 году. Проект дворца был выполнен по заказу предводителя дворянства Бобруйского уезда Игнатия Булгака...

Читать далее
02.
РодБулгаков

Булгаки — древний и очень разветвленный род. Родоначальник ветви — Андрей Булгак. Булгаки имели герб «Сырокомля». По легенде...

Читать далее
03.
Залыдворца

Парадные залы дворца Булгаков один из наиболее сохранившихся образцов дворцовых интерьеров XIX века на территории Беларуси...

Читать далее
04.
Родовыеценности

Дворцовые стены во многом лишь декорация для настоящих ценностей, сбором которых занимались многие поколения...

Читать далее

Коллекции БулгаковУтраченное и сохраненное

Эдвард Хвалевик в своей картотеке «Коллекции Польские: архивы, библиотеки, кабинеты, галереи, музеи и иные собрание памятников прошлого...» обозначает коллекцию Булгаков как уничтоженную. Очевидно, что в период с 1914 по 1943 год она перестала существовать как единое целое.

В Орле были обнаружены семь полотен из дворца Булгаков, портреты Игнатия Булгака, его второй жены и старших детей, графа и графини Потулицких и другие. Однако, это лишь малая часть коллекции живописи Булгаков. Согласно сведениям, кочующим по различным изданиям (впервые упоминается у Антони Урбаньского, очевидно получившего сведения непосредственно от Эмануила Булгака), во дворце хранились полотна «Святой Иероним», «Въезд римского триумфатора», «Обрезание Христа». Указывается при этом, что «Святой Иероним» мог быть работой Риберы, а остальные Тициана. Сведения о данных произведениях сопровождаются легендой о таинственной истории приобретения этих полотен. Якобы полотна эти достались Игнатию Булгаку от обывателя Рогачевского уезда Дерналовича, который по приказу из Петербурга должен был отдать свой дом в распоряжение властям, а сам съехать. Впоследствии в окружении казаков туда приехала дама, укрытая вуалью, пробыла там необходимое время и после уехала, оставив после себя на чердаке эти полотна. Сообщается, что «Въезд римского триумфатора» носил на себе инвентарный номер Эрмитажа (якобы номер 509), а произведения эти покинули Эрмитаж в ходе изъятия оттуда полотен, связанных с Екатериной II и ее фаворитами.

Сведения именно об этих трех полотнах вызывают вопросы и сомнения, однако, известно, что коллекция живописи дворца Булгаков насчитывала несколько десятков произведений, в основном девятнадцатого века. Достоверно известно о коллекции работ Яна Дамеля, хранившихся в Жиличском дворце: «Смерть Глинского в неволе», «Твардовский показывает Сигизмунду Августу тень его жены Барбары», «Христос и самаритянка», «Крещение Ольги», «Искушение Христа сатаной в пустыне», «Агарь в пустыне», «Жертва Авраама», «Наполеон на бивуаке под Аустерлицем» – эти сведения приводит Эдвард Раставецкий, польский историк искусства в своем Словаре. «Христос и Самаритянка» и «Искушение Христа сатаной в пустыне» обозначены как полотна в натуральную величину. Можно предположить, исходя из списка Адама Шемеша, друга и биографа Яна Дамеля, что «Смерть Глинского в неволе» и «Крещение Ольги» тоже были написаны в натуральную величину. В списке перечисляются вышеуказанные полотна подряд, и под последним дается указание о том, что эти произведения, написанные в натуральную величину, собственность Игнатия Булгака, маршалка Бобруского повета. Шемеш, однако, указывает, что не видел полотен «Смерть Глинского в изгнании» и «Крещение Ольги». Поэтому сведения о размерах, возможно, относятся только к полотнам «Христос и Самаритянка» и «Искушение Христа сатаной». Разночтение есть и относительно полотна «Агарь в пустыне», Шемеш указывает его как собственность Константина Тышкевича – эскиз небольших размеров, проект большой картины. Раставецкий дает это полотно в списке картин, принадлежащих Булгакам. Вероятно, что это как раз реализованный проект эскиза, написанный для Булгаков.

У Урбаньского сообщается, что живопись, вместе с другими коллекциями была вывезена в Орел, и там пропала и, может быть, находится у заграничных коллекционеров.

Также упоминается коллекция гобеленов, 30 орнатов, 18 слуцких поясов фабрики Маджарского, из которых наиболее интересный имел надпись «Radziwill». Ткани из Абюссона, использовавшиеся, вероятно, для обивки стен и мебели. Уречское стекло, серебро Аугсбургской работы, ряд французских и итальянских произведений из бронзы, барочные зеркала, серебрянные монстранции (дароносицы). Копия Венеры Капитолийской, работы Пиуса Велонского. Алебарды, наручи, 2 шлема, 3 панциря гусарских XVII века. Часть коллекции, вероятно, была наследием Йозефа Слизня, тестя Игнатия Булгака, Афтанази указывает, что из имения Слизней Мстиж были перевезены гобелены и библиотека.

Библиотека дворца Булгаков насчитывала, согласно Афтанази, более 7000 изданий, среди которых были старопечатные издания XVI и XVII веков, основу же составляли издания XVIII века, времени правления Станислава Понятовского. Издания происходили из типографий Варшавы, Кракова, Вильно, Супрасли. Большая часть книг была посвящена вопросам политики, права и истории. Среди них было первое издание Хроники Стрыйковского, Литовские статуты, Хроника Винцентия Кадлубка, Жития святых Петра Скарги, сеймовые диариуши, издания, напечатанные готическим шрифтом, редкие церковные книги. Также в библиотеке была представлена польская поэзия и драматургия, переводы с иностранных языков, издания по теологии, рукописи исторических и литературных произведений.

Хранился во дворце также архив Булгаков и Слизней, включавший в себя фасцикулы и диариуши инстигатора Великого княжества Литовского Рафаила Слизня, множество записей о путешествиях. Часть архива сохранилась, она была перевезена в Орел, но после Второй мировой Войны вернулась в Минск, сейчас это фонд 3250 Национального архива Республики Беларусь. Среди документов фонда, кроме личной и деловой переписки, хозяйственных документов Булгаков, находится рукопись Нарбута о курганах и могильниках Беларуси, конспекты по истории древнегреческой философии.

Важен факт того, что на книгах были сделаны владельческие надписи «Из библиотеки Юзефа Слизня, маршалка повета Борисовского». Это в значительной степени увеличивает вероятность обнаружения в будущем следов этой коллекции. Урбаньски указывает, что библиотека сильно пострадала во время восстания 1863 года. Подробнее это, к сожалению, не раскрывается. Вероятно, что это связано с закрытием каплицы, находившейся во дворце, произошедшем после восстания 1863 года. Имущество закрытых костелов конфисковалось и отходило в распоряжение государства. Впоследствии конфискованные во время этих событий книги стали основой фонда Виленской публичной библиотеки.

Булгаки также были известны как поклонники античности, собиратели древностей, связанных с этим периодом. В рассказах Антония Унеховского, (польский художник, сын Януша Унеховского, известного коллекционера, ведшего дела с Эмануилом Булгаком), изложенных в книгах его дочери Екатерины Унеховской, рассказывается, что Эмануил Булгак даже купил остров на Адриатике с руинами древнегреческой святыни, который впоследствии был изъят итальянскими властями, с которыми Эмануил долго судился. История эта, скорее всего, представляет собой анекдот, но достоверно известно о том, что Эмануил Булгак владел виллой на острове Капри, для которой заказал копию статуи Августа из Прима-Порта, оригинал которой был найден в 1863 году на вилле Ливии, супруги Цезаря.

Булгаки много путешествовали, из своих поездок они привозили множество предметов искусства, и даже целиком архитектурные элементы. Также Унеховский рассказывает, видимо, семейную байку о том, как страсть к коллекционированию даже привела к разладу между Эдгаром и Эмануилом Булгаками. Якобы Эмануил Булгак привез в усадьбу, в качестве подарка своему дяде Эдагару, древнеримский саркофаг. Суеверный Эдгар не понял такого подарка и надолго разорвал отношения с племянником.

Несмотря на то, что история также анекдотична, она вполне могла произойти в реальности. Эмануил Булгак действительно скупал предметы, связанные с погребальной тематикой. Национальному музею в Варшаве 23 июня 1939 года Эмануэлем Булгаком было подарено, как минимум, три предмета. Сведения об этом есть в изданиях Национального музея в Варшаве. Среди этих предметов погребальная урна, датированная в музее III-II вв. до н.э., которая, возможно, и послужила «саркофагом» из семейной байки. Также в фондах музея хранится мраморная табличка с эпитафией, ориентировочно начала II в. н.э. Однозначно утверждать, что эти древности были составляющей частью коллекции дворца в Жиличах сложно без более тщательного исследования. Возможно, они были приобретены в межвоенный период, когда Эмануил проживал преимущественно в Италии. Есть, однако, еще один предмет в коллекциях Национального музея в Варшаве, являющийся подарком Эмануила Булгака, в описании которого есть прямое указание на то, что он находился во дворце в Жиличах. Это небольшая, около полуметра, скульптура Асклепия, выполненная во II в. н.э., копия, сделанная с оригинала V в. до н.э. О ней известно, что «ранее фигурка стояла на камине в салоне дворца Э. Булгака в Добосне». В статье, посвященной, в числе прочего, и данной фигурке даже дается указание на то, в каком именно салоне дворца стояла скульптура, что, несомненно, говорит о том, что она являлась частью собрания, хранившегося во дворце, и не была вывезена в Орел.

Также у А. А. Гужаловского со ссылкой на источник в его «Нараджэнні Беларускага музея» имеются указания о вывозе ценностей из имения Булгаков Минским и Могилевским отделом охраны памятников при польском культурно-просветительском «Таварыстве крэсовым». В результате более чем 50 экспедиций в 1916-1918 гг. из различных усадеб было вывезено в Варшаву 36 тыс. ценных предметов. Среди перечисляемых «донорских» коллекций есть и коллекция Эмануила Булгака.

Эмануил Булгак был одним из членов правления Виленского музея науки и искусства, при одноименном обществе, основанном в 1906 году. Люцьян Узембло, директор музея, в своих письмах Владиславу Загорскому, врачу, публицисту и общественному деятелю, в 1910 году пишет о том, что Эмануил Булгак является одним из важнейших жертвователей и самым просвещенным членом общества. Можно предположить, что часть своих коллекций Эмануил пожертвовал Виленскому музею науки и искусства. В этот период он еще формально не был владельцем дворца в Жиличах, но, вероятно, и после приобретения усадьбы его связь с Виленским обществом науки и искусства не прервалась.

Таким образом, можно констатировать, что не все коллекции, хранившиеся во дворце, были вывезены в Орел. Значительная часть коллекций, вероятно, была пожертвована музеям. Можно предположить, что с большой долей вероятности Национальному музею в Варшаве были переданы не только вышеозначенные ценности. Установление этого требует дальнейшей работы.

Портрет Игнатия Булгака

Портрет Игнатия Булгака

Ян Дамель

Портрет Терезы Булгак

Портрет Терезы Булгак (Слизень)

Ян Дамель

Портреты Потулицких

Портреты Потулицких

Франц-Фридрих Кайль

Скульптура Асклепия

Скульптура Асклепия

Национальный музей в Варшаве

Погребальная урна

Крышка погребальной урны

Национальный музей в Варшаве

Погребальная урна

Погребальная урна.

Национальный музей в Варшаве